ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
АЙНОВ
На севере Японии
на Хоккайдо живет один из древнейших и
загадочных аборигенных народов — айны.
«Кавказская раса на Дальнем Востоке»,
«потерянное колено израильтян» - так
называли их путешественники и
исследователи. Сегодня айнов чуть более
20 тыс. человек. Но когда-то их было гораздо
больше, они населяли южную оконечность
Камчатки, Курилы и юг Сахалина.
Селились айны,
как правило, по берегам рек. Их селение
котан было небольшим по размеру с
малым количеством жителей. Айнский дом
чисе имел четырехскатную крышу,
покрытую еловым или пихтовым корьем.
Около жилища находились летний амбар
на сваях, специальная клетка для
содержания медведя и алтарь нуса
со множеством инау.
В айнском доме
располагалось собрание лакированной
посуды, на стене висели японские сабли.
Главным домашним покровителем была
богиня огня старуха Фучи. Возле
очага и непосредственно в очаг втыкались
инау, жертвенные ритуальные предметы
для нее. Хозяин дома произносил при этом
молитву: «О, богиня огня, мы преподносим
тебе молитвы. Молим, присмотри за нами
этой ночью и попроси духов подарить нам
удачу, когда мы проснемся!»
Сутью существования
айнского социума считался медвежий
праздник. Он сопровождался музыкой,
исполняемой на музыкальном инструменте
муккури. Звучание муккури
ассоциировалось у айнов с голосом
медведицы, зовущей своего медвежонка.
В честь медведя люди слагали песни и
одной из них была песня упопо. Ее
исполняли женщины селения. Они садились
вокруг круглого деревянного поддона и
ритмично ударяя по нему, напевали
определенные слова.
Во время
праздника отправки духа медведя йоманте
все жители деревни обязательно исполняли
особый церемониальный танец в честь
медведя — йоманте римс. Участники
действа вставали друг за другом и,
двигаясь по кругу за ведущим, громко
топали ногами и выкрикивали грозные
слова, тем самым отпугивая и прогоняя
злых духов, пытавшихся захватить душу
медведя.
И сегодня
культурное наследие айнов обращает на
себя пристальное внимание ученых. Их
обряды, обычаи, культурная самобытность
представляют собой неоценимое богатство,
заставляя этот народ черпать силы в
своем прошлом, усваивать элементы других
культур, продолжая, тем самым, процесс
самосозидания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий