Translate

четверг, 7 ноября 2013 г.

УЛЬЧИ


                            УЛЬЧИ


 На берегах могучего Мангу (Амура) с древнейших времен и по настоящее время проживает народ, который сам себя называет нани, что значит «местный», «здешний». Но так уж повелось с далекого XVII века, что, встречаясь с людьми этого племени, пришельцы давали им свои названия. В записках русских первопроходцев появляются жители Амура нгатки и лонки, позже – мангуны. В отчетах ученых — исследователей XIX века Ф. Шмидта, П. Глена и Л.И. Шренка люди, жившие на Нижнем Амуре, чьи территории граничили на юге с нанайцами, а на севере с нивхами, получили название ольча, преобразованное затем в ульчи. Именно последнее и было закреплено в качестве самоназвания за этим народом в годы Советской власти.
По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 г. ульчей — 2765 человек городских и сельских жителей, большая часть которых проживает на территории района, получившего свое наименование от современного самоназвания — Ульчский. Центр района — село Богородское.
Несмотря на имеющиеся исторические, этнографические, культурологические и лингвистические научные труды, в этнической истории, в вопросах материальной и духовной культуры ульчей еще много «белых» пятен и загадок. До сих пор не решен вопрос о происхождении этноса, более того, только в XIX в. ульчи были определены в качестве самостоятельной этнической группы и, по историческим меркам, совсем недавно, в 60-х годах прошлого века отечественным лингвистом О.П. Суником было со всей определенностью доказано, что ульчский язык — это самостоятельный язык тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи, а не диалект нанайского языка, как это считалось раньше.
Необыкновенной красотой отличаются те места, где живут ульчи. Природа подарила Ульчии, так зовут сегодня свою землю современные жители района, и сопки со снежными вершинами, и широту Амура, и многочисленные озера, и места с лечебными минеральными источниками, и леса с ценными породами деревьев и богатым животным миром, и выход к морю. 
 Все эти условия определяли и определяют до сих пор уклад жизни ульчей.
В своем стихотворении поэтесса-ульчанка Мария Дечули написала о нашей дальневосточной великой реке: «Амур, ты и кормишь, и поишь, / И щедрости учишь людей. / И веслами длинную повесть / Писали на глади твоей».1 Эти строки об ульчах — рыбаках и бесстрашных охотниках на лесного и морского зверя. Рыболовный промысел составлял основу жизнедеятельности ульчей. О его значении говорят названия в народном календаре. Так, время хода горбуши именовалось уоро бены (месяц горбуши), а летней и осенней кеты — сильги бены и дава бены. Для добычи рыбы люди использовали многочисленные орудия лова — ставные (нэмдэ, чидя) и плавные (анга, тэмтэ) сети, зимний (сипси) и летний (мэнгэ) заездки, крючковые снасти (накуйтэли), удочки, остроги (дёгбо), багры (тэмули), которые изготавливались самими рыбаками. В годы Советской власти на территории проживания ульчей возникают рыболовецкие колхозы. И сегодня в районе действуют артели, которые занимаются добычей и переработкой рыбы, такие как «Калиновка» (рук. А.Г. Кучекта), «Булава» (рук. В.С. Ли), родовая община «Кади» (рук. Н.А. Кучекта) и др.
Охота по значимости в жизнеобеспечении людей занимала второе после рыболовства место. Ульчи-охотники славились своими мастерством в добыче пушных зверей, прежде всего, соболя, белки, колонка, горностая, лисы. Для того, чтобы обеспечить семью мясом ульчи охотились на крупных лесных животных — лося, оленя, медведя. Основными охотничьими орудиями вначале были петли, ловушки-давилки, самострелы, луки и копья. В середине XIX в. лук и копье были вытеснены огнестрельным оружием. Выход к морю позволял ульчам заниматься и морским зверобойным промыслом. Добыча нерп, сивучей давала людям жир, а шкуры шли на изготовление одежды и предметов быта. О том, что охота была лишь вспомогательной отраслью хозяйства свидетельствует тот факт, что крупных хозяйственных объединений на ее основе не было. Промысел велся единолично или небольшими бригадами от колхозов или охотобществ, за которыми были закреплены охотучастки. Эта практика сохранилась до сих пор.
В то время как мужчины занимались промыслом, изготовлением промысловых орудий, строительством жилья и вспомогательных построек, женщины вели домашнее хозяйство. На их плечах лежала обязанность по заготовке продуктов питания на зиму и приготовление пищи. Они должны были уметь выделывать рыбью кожу и шкуры животных, шить одежду и изготавливать предметы быта. Забота о семье и воспитание детей — это было уделом ульчанки. Не покладая рук с ранних лет трудилась она. Разделка рыбы, сбор ягод и съедобных трав, пошив повседневной и праздничной одежды на всю семью, промысловой одежды для мужа, постельных принадлежностей, украшение всех вещей орнаментом — все должна была уметь женщина, хранительница очага. 
Недаром славится своими мастерицами ульчская земля. Работы члена Союза художников О.Л. Росугбу, Б. Куйсали, Е.Г. Ван, Д.И. Дян, Гирпака Кичо, Е.Г. Оберталиной, З.А. Пластиной, К.К. Сыны, К.Ч. Дятала, Т.И. Еюка. З.А. Ходжер, Н.К. Ходжер и многих других имеются в музеях края и за рубежом. Все было им подвластно и плетение из лозы, и аппликация, и мозаика, и ажурная резьба, и тиснение, и всевозможные виды вышивок. Традиции этих замечательных женщин продолжаются сегодня в работах их преемниц. И уже имена Л. Б. Хатхил, Т.Б. Матвеевой, Ю.И. Чижик, С.В. Росугбу, Н.П. Сафаргалеевой и др. звучат на выставках декоративно-прикладного искусства коренных народов Хабаровского края.
Не отстают от женщин и мужчины, продолжая древнее искусство резьбы по дереву и кости их отцов и дедов. Красота резьбы, выполненная на карнизах жилых и хозяйственных построек, фигурные дверные накладки, резные столбы бакса турани привлекали внимание ученых и путешественников. Недаром самым цитируемым в различных изданиях изображением жилища амурского аборигена является выполненный во время экспедиции Р.К. Маака на Амур рисунок зимнего ульчского дома с укрепленными и перекрещивающимися над передним фронтоном досками, украшенными изысканной резьбой и вырезанными в форме завитков концами. 
Особое место в мужском искусстве ульчей занимало изготовление ритуальных ложек для медвежьего праздника. Тонкая, филигранная резьба, тщательность художественной обработки и строго выдержанные традиции в изготовлении отличали эти изделия от остальных предметов домашнего обихода. Фонды ХКМ им. Н.И. Гродекова хранят работы К. Ангина, С.Н. Росугбу, Я. Уды. За годы существования СССР многое изменилось в традиционном укладе жизни ульчей. Промышленно произведенные товары чуть было не вытеснили навсегда древнее искусство резьбы по дереву. Но нашелся человек, патриот своего края Д.И. Ангин, основавший детскую художественную школу, куда пришли сегодняшние знаменитые не только в крае, но и далеко за его пределами и за рубежом мастера — Николай У, И.П. Росугбу, Ю.Н. Куйсали, Г.Г. Куйсали, А.В. Дечули, Г.В. Ангин и др.
Возможно, по примеру своего знаменитого земляка — поэта, сказителя, знатока родного языка, основавшего музей своего народа в с. Богородском П.В. Лонки, Д. И. Ангин совместно со своими учениками создал в с. Булава музей ульчской культуры, здание для которого было построено по его эскизам. Оно всегда привлекает внимание тех, кто посещает это старинное национальное ульчское село. В музее собраны уникальные экспонаты, они дополняются сегодня работами ульчских мастеров и их учеников.
Но не только декоративно-прикладным искусством славятся ульчи. Следуя вновь за М. Дечули, воспевающей в ствоих стихах родную землю и людей на ней живущих, находим в ее произведениях строки: «В каждом ульче с колыбели,/ С детства кроется поэт. / И когда ревут метели,/ Песней он своей согрет».2 Здесь хочется добавить лишь одно, не только песенным, но и танцевальным прошлым и настоящим известны ульчи. 
О песенно-танцевальном коллективе «Гива», победителе всероссийских и международных конкурсов (рук. Г.П. Веткан) известно за пределами края. Он был основан в далеком 1956 г. заслуженным работником культуры РСФСР П.Л. Дечули, талантливым хореографом, создавшим не просто танцевальные номера, а «танцевальные картины», где посредством национальной пластики представлены сцены из жизни ульчей, их единение с природой. Ансамбль стал своеобразной кузницей кадров ульчской интеллигенции. Практически все вышеупомянутые мастера декоративно-прикладного искусства прошли танцевальную школу П.Л. Дечули. Его ученики получили хореографическое образование и позже руководили ансамблем или создавали собственные коллективы, достаточно назвать автора многих песен на ульчском языке, дочь Петра Леонтьевича, Л.П. Дечули, Н.Д. Дуван, М.С. Дечули и др.
Основным источником вдохновения ульчских мастеров, кормилицей ульчского народа была и остается окружающая природа. Одухотворение ее сил стало основой их верований. Все живые существа, подобно человеку, наделялись душой и разумом, а природные объекты, такие как, горы, реки, озера имели своих духов-хозяев. Поэтому мирное сосуществование людей и духов было залогом процветания, где главным принципом отношений был принцип «не навреди». Если же человек вынужден был нарушить этот закон, то он обязательно выполнял ритуал, который бы объяснил окружающим духам необходимость выполненного действия. В отношениях человека и природы царила гармония мирного сосуществования. Апофеозом этих отношений был «медвежий» праздник, событие огромной важности для всех ульчских родов, подробно изложенное в труде первого исследователя ульчей А.М. Золотарева «Родовой строй и религия ульчей».
Посредником между духами и человеком выступал шаман. Шаманизм был широко распространен среди ульчей. Шаманы имели своеобразные ранги, которые зависели функций, выполняемых шаманом. Начинающим шаманом — байби или нучи саманом считался тот, кто начинал вести себя необычным образом, его магическая сила нарастала постепенно, в зависимости от того, какие взаимоотношения складывались у него с его духами, покровителями и исполнителями. Шаманом, способным призвать на помощь духов для исцеления больного был даи или манга саман — большой шаман. Провожать души умерших в загробный мир мог только каса (касати) саман. Вплоть до христианизации и впоследствии распространении атеизма среди населения, шаман играл очень важную роль в жизни ульчей. Не так давно ушла из жизни знаменитая ульчская шаманка Индяка Дяксул, пользовавшаяся большим авторитетом у соплеменников.
О жизни ульчей, их религиозных воззрениях можно узнать из богатого фольклорного наследия народа, на нем выросло целое поколение современных ульчских авторов, самым известным из которых является член Союза писателей А.Л. Вальдю. Профессиональным поэтом стала М. П. Дечули, замечательные стихи принадлежат перу П. Лонки и ульчского художника А. Дятала, публицистика Н.С. Сипина и Б.Н. Вана не оставит никого равнодушным. Некогда бесписьменный, народ получил учебники по ульчскому языку для начальной школы, разработанные К.Ф. Дечули и С.В. Ангиной.
К сожалению, объем статьи не позволяет назвать всех, кто внес и вносит свой вклад в жизнь этого коренного малочисленного народа Хабаровского края. Учителя и врачи, участники войны, погибшие на полях сражений и вернувшиеся домой, те, кто живет и трудится на своей земле могут гордиться принадлежностью к одной из древнейших этнических групп Дальнего Востока России. Познакомиться с историей и повседневностью ульчей можно посетив сайт, созданный учениками Булавинской школы, а официальная информация представлена на сайте администрации района.
И еще немного от себя лично хочу добавить, что вот уже в течение десяти лет мои научные интересы связывают меня с ульчами. Это добрые, отзывчивые, готовые прийти на помощь люди. Красота Амура, высота неба, бескрайние просторы — это все отразилось в характере ульчей,это то, что составляет суть этого народа.





1Приведенный отрывок из стихотворения «Клятва» взят из книги М.П. Дечули «Мгновение». Хаб. краев. типогр., 2010 — С. 54.
2Стихотворение «Песня». Дечули М.П. «Мгновения», Хаб.краев.типогр., 2010. - С. 68-69.

Комментариев нет:

Отправить комментарий