Translate

понедельник, 14 октября 2013 г.


ОРОЧИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Один из древнейших народов, проживающий на территории Хабаровского края – орочи, является и самым малочисленным из восьми коренных этносов, населяющих эту территорию. По данным Всероссийской переписи населения за 2010 орочей лишь 441 человек.
Высадившись в 1786 г. в бухте Де-Кастри, знаменитый французский мореплаватель Ж.-Ф. Гало де Лаперуз встретил людей, которые, якобы, назвали себя орочами. Так, с его легкой руки, это самоназвание закрепилось за жителями Ванинского и Советско-Гаванского районов нашего края. До сих пор особый интерес и неутихающие споры ученых вызывает происхождение орочей. Высказываются различные гипотезы об их корнях. Сегодня возобладало мнение, что орочи – это потомки аборигенов Нижнего Амура и Приморья, которых ассимилировали пришедшие в эти края тунгусы, т.е. эвенки. 
С давних времен селились орочи небольшими родовыми стойбищами в 15-20 человек по берегам рек. Природа была неотделима от их жизни, она давала людям пищу, материалы для изготовления одежды и вдохновение для их песенно-музыкального и декоративно-прикладного искусства. 
Рыболовство, охота и собирательство были основными традиционными занятиями орочей, близость моря дала возможность людям освоить морской зверобойный промысел. Добыча рыбы и зверя были мужским делом, а их разделка и заготовка – женским. С детских лет мальчикам-орочам прививалось охотничье мастерство и навыки рыбной ловли. Из поколения в поколение мастера-мужчины передавали сыновьям свои знания и умения в работе с такими материалами, как дерево, кость, металл, ведь посуда, мебель, промысловые орудиялук бэи, копье гида, самострелы, ловушки, петли сети, невода, загородки, крючковые снасти, средства передвижения орочи изготавливали сами. Дочери же во всем помогали своим матерям, овладевая искусством кулинарии, выделки рыбьих и звериных шкур, пошива одежды. Женщины и дети с конца весны и до глубокой осени в большом количестве заготавливали ягоду, дикие яблоки и груши. Вся кулинария народа строилась на использовании добытых людьми рыбы, мяса и дикоросов. С приходом на земли орочей русских,  в рацион народа вошли картофель, овощи, молоко, квас.
Продолжая традиции дедов и отцов и сегодня на территории Ванинского района действуют родовые общины, такие как «Мапа» (руков. Евгений Александрович Акимов), «Север» (руков. Анна Васильевна Гришина), «Ороч» (руков. Елена Викторовна Пунадинка), «Национальное коллективное хозяйство» (руков. Дмитрий Владимирович  Ваулин) и др. Основными видами их деятельности остаются рыбодобыча, традиционное природопользование, лесозаготовка. 
Дары леса служили для орочей не только пищей, но и незаменимым лекарством от разных болезней: черемша, дикий лук – от цинги, сок подорожника широколиственного  – от желудочно-кишечных заболеваний, калина – от повышенного кровяного давления, лимонник – от пониженного, корень женьшеня – для лечения ран, травм, а его настой – при внутренних заболеваниях, багульник и ветки пихты исцеляли при головной боли, а высушенная шкура ежа помогало от болей в животе, это средство было сродни китайской иглотерапии и т.д. 
По своему мировоззрению орочи были анимистами. Они одухотворяли окружающий мир, наделяя не только живых существ, но и природные объекты душой. Согласно космологическим представлениям народа вселенная состояла из трех миров – небесного буа, земного наа и подземного буни. Небесный мир был населен божествами и добрыми духами во главе с верховным божеством Эндури, который живет на небе со своей женой Эндури мамачи. Именно в небесный мир отправляется душа покойного из загробного мира буни, который появился по воле шамана. Верховное божество Эндури, управляя жизнью 3-х миров, опирается на своих помощников эдзэни – хозяев местности, природных явлений, животных, птиц, рыб и т.д. У орочей был распространен и культ медведя. Важную роль в жизни орочей играли шаманы, которые не только лечили людей, но и являлись хранителями родовых законов и традиций.
Богатством отличается  устное народное творчество орочей. Это  мифы, сказки, героические сказания, предания, поучения, шутки, юмористические рассказы, загадки, анекдоты. Орочи были большими любителями пения, в их репертуар входили бытовые, трудовые и обрядовые песни, шаманские, напевы, сопровождавшие сказания. Исполнялись песни под аккомпанемент народных музыкальных инструментов – бубна, дудочек, варгана муони, смычкового инструмента дыдуманки.
Орочский язык – орочисэл до недавнего времени считался бесписьменным. Однако, в начале 2000 гг. на основе кириллицы  была создана орочская письменность. Наталья Ноевна Бисянка написала первый орочский разговорник, было выпущено первое учебное пособие, подготовленное учителем начальных классов национального орочского села Уська-Орочская Ванинского р-на Галиной Сергеевной Абрамовой  и в 2010 г. вышел в свет электронный учебник «Орочи кэсэни», над которым работали носитель языка Римма Николаевна Бисянка (Фролова) и к.ф.н., декан факультета Народов Севера ДВГГУ Дарья Муханаевна Берелтуева.
 Орочи, как и другие народы, населяющие Россию, всегда разделяли все тяготы, выпавшие на долю страны. Ушли на фронт и не вернулись Кирилл Батум, Трофим Батум, А. Мулинка, А. Акунка, Е. Еменка, П. Акунка.
За годы Советской власти у орочей появились свои представители интеллигенции – первые учителя: Надежда Лукьяновна Акунка, Дарья Филипповна  Еменка, Галина Сергеевна Абрамова-Тиктамунка, первая орочская поэтесса Наталья Ноевна Бисянка. Первыми врачами стали Анна Ивановна  Бисянка, Валентина Федоровна  Шилина-Акунка, Галина Борисовна Мудрак др. 
В целях сохранения культурного наследия орочей, их исконной среды проживания, традиционного образа жизни и хозяйствования  в 2007 г. на территории Ванинского района создано новое муниципальное учреждение культуры «Национальный этнокультурный Центр «СЭНКЭ», которым руководит Любовь Егоровна Варшавская. Здесь проводится работа по восстановлению утраченных традиций выделки рыбьей кожи, обучению плетению бисером, лоскутному шитью, изготовлению предметов национальной одежды. Заслуженной славой пользуется и фольклорная группа «Киа Хала» («Родной край»), исполняющая песни на орочском языке. В Советско-Гаванском районе действует Советско-Гаванское отделение региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» руководит которой И.Ф.Акунка. Свой вклад в популяризацию своей культуры вносят и учащиеся школы национального села Уська-Орочская (директор Н. Ф. Абрамова-Акунка), создав и разместив в Интернете сайт об орочах.







Комментариев нет:

Отправить комментарий