"ВОЕННЫЕ ПЛЯСКИ АЙНОВ"
Танец с луком. Исп. В. Чучеров. 2017 г. |
Существование плясок с
применением оружия в качестве их неотъемлемого атрибута зафиксировано у всех
групп айнов – у курильских, сахалинских и хоккайдских. Наибольшее количество
описаний в литературных источниках о таких плясках айнов Хоккайдо, два – о
плясках курильцев (воспоминания казака О. Аргунова, иркутского посадского Д.Я.
Шабалина) и два о плясках айнов Сахалина (заметки Б.О. Пилсудского и Б.А.
Жеребцова). Возможно, что
существовавшие на Хоккайдо пляски с оружием бытовали и у айнов Курильских
островов и о. Сахалин, но записей о них, к сожалению, не сохранилось.
О воинственности всех
этнических групп, их отваге в бою свидетельствуют документы, датируемые еще
средневековьем. В XIII в. в династийной хронике монгольской династии Юань 元史«Юань
ши» имеются свидетельства о войне куе
(айнов) с гилэми (нивхами), которые в то время находились в вассальной
зависимости империи Юань. Но одолеть
айнов нивхи не смогли и обратились за помощью в Поднебесную: «Напали куе и убили воинов гилэми. Император повелел оказать гилэми помощь продовольствием и оружием». Только к началу XIV в. айны были покорены юаньской династией уществовавшие на Хоккайдо пляски с оружием бытовали
и у айнов Курильских островов и о. Сахалин, но записей о них, к сожалению, не
сохранилось.
Спустя три века
голландец Маартен Г. де Фриз (1589-1647) оставил замечание о рубцах и ранах на
головах сахалинских айнов, предположив участие мужчин в воинских сражениях. Красноречивым
свидетельством воинственности сахалинских айнов были рассказы старейшин,
записанные М.М. Добротворским об их военных конфликтах с соседями по
острову уйльта/ороками и нивхами
(гиляками). Автор даже высказал
предположение, что первые насельники острова тончи покинули насиженные места,
«убоявшись воинственных айнов».
Вторжение русских на Эдзо. МПЭ колл.е75190.23.350 |
В XVIII в. И.П.
Козыревский (1680-1734) так отзывался о курильских айнах, проживавших на
северных островах гряды, которых хотел привести в подданство российской короне:
«И на оных островах живут иноземцы самовласно, и на розговор нам они не дались,
и бой с нами дали, и к воинскому делу зело жестоко поступают, в куяках с трех
бьют, имеют они у себя сабли, копья, луки со стрелами».Позже, обследовав все
острова гряды, о жителях Парамушира он отозвался так: «И к воинскому делу курила
зело искусны: поступают о трех боях, имеют луки со стрелами, копья и сабли, и в
куяках», подтвердил он свои впечатления о храбрости и мужественности айнских
воинов и с южных островов. Об итурупских айнах написал: «А к воинскому делу
жестоки: поступают о трех же боях, что и на первых островах, но токмо жесточае
и искуснее».
Памятник Сякусяину в парке Маута,
Синхидака, Хоккайдо.
|
На Хоккайдо в течение
трех веков, c XV по XVIII
вв., вспыхивали айнские восстания против японской экспансии на остров. В 1456
г. это было восстание айнов под предводительством Косямаина, далее, в 1669 г.,
последовала большая война айнов во главе с Сякусяином.
И
даже в японских летописях, излагавших все, что было связано с айнами, довольно
предвзято отмечалось, что аборигены были искусными воинами и сильным
противником, чьи тактические приемы перенимались японцами.
О том, что айны
участвовали в военных действиях, свидетельствуют и археологические находки
военного снаряжения айнов на Сахалине и Хоккайдо. Это были железные доспехи
японского производства, а также деревянные и пластинчатые кольчуги из кожи
животных, изготовленные самими айнами. О
бесстрашии народа свидетельствуют образцы изобразительного искусства. У такого
народа не могло не быть в хореографическом арсенале «военных» плясок,
содержащих «военные» элементы.
Мужской танец тапкар |
По своей хореографической структуре
«военные» пляски айнов подразделяются на сольные (ку римс, эмуш римс), парные
(эмуш римс) и коллективные (нивен хориппе (унивенте), инун но итаку (укумун ниун)).
Более подробно о "военных" плясках айнов можно прочитать в книге М.Осиповой "Айнский танец: от игрового к зрелищному (Очерки о танцевальной культуре айнов Сахалина, Курильских островов и о. Хоккайдо", 2019.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий